Назад На главную
Сказание о Христиании.


История Христиании достаточно длинна и полна разнообразнейших событий: она пережила немалое количество битв, оборачивавшихся и победами, и поражениями. Многих из тех, кто начинал этот эксперимент, уже нет в живых, но продолжает жить мечта о свободной жизни, воплощенная в этом чудесном городе, которым управляют его же жители.
Сейчас Свободный город продолжает привлекать людей из дальних и близких мест. В нем царит какая-то волшебная атмосфера, смесь Анархии и Любви. А всё начиналось в 1970м, когда несколько горожан сломали забор, что стоял на углу улиц Prinsessegade и Refshalevej недалеко от Gray Hall. Им всего лишь хотелось сделать площадку для детских игр, а еще видеть зеленые деревья вместо старого забора.
В том же году в Charlottenborg прошла выставка под названием "Noget for Nogot"("Бери и Отдавай"), где красовались хиппи и просто всякие чудаки, и заодно продавали свои фенечки, картины и демонстрировали собственные пьесы. В связи со всем этим действом была выпущена целая газета под названием "Movetbladet". Среди прочего, там была опубликована статья, посвященная заброшенным казармам в районе Badsmandsstraedes kaserne и предлагалась куча идей по использованию оных, самой банальной из которых была использовать постройки как жилые помещения. Это дало бы возможность найти жилье многим молодым людям. Более того, хиппи и альтернативному движению "Новое общество" так же было нужно место для летнего лагеря, в котором они смогли бы воплотить некоторые свои мечты в реальность. В общем и в целом, статья, как выяснилось, своё дело сделала. А результатом её явилось то, что множество людей из различных слоёв общества поселилось-таки в этих казармах с надеждой на новую жизнь, которая должна была стать жизнью общины, где каждый мог быть свободным. Так родилась Христиания.
Что ж, полиция в это время не дремала и начала предпринимать попытки выкурить из казарм счастливых новоселов, но вскоре она отказалась от этих мер, так как территория была достаточно велика, да и людей там было не так уж и мало. Через какое-то время Христиания стала предметом для политических споров и этот вопрос был вынесен на рассмотрение Парламента.
В результате жители Христиании согласились платить за воду и электричество, и заодно им теперь разрешили существовать легально, правда, в качестве "социального эксперимента". Его, кстати, планировалось продолжить лишь до тех пор, пока власти не придумают более полезного, на их взгляд, использования территории.
В следующем году (а это был уже 1973) поменялось правительство, а вместе с ним и отношение к Христиании. Решено было очистить территорию, а затем и вовсе закрыть. В том же году НАТО проводило саммит в Копенгагене. По этому поводу театральная группа Salvoes сотворила грандиозную "постановку", в которой учавствовали сотни актеров. "Армия НАТО" захватывает датское радио и другие стратегические точки. Впечатление было такое, что НАТО и впрямь оккупировала Данию. Несколько часов вся страна не могла понять, действительно ли всё случившееся правда или только чей-то ловкий трюк.
Тем временем Христиания занималась собственной организацией. Территория подразделялась на 10 районов, в каждом из них - собственное "правительство". Высшим органом власти стало общее собрание в котором учавствовали ВСЕ жители. Была создана группа, ответственная за сбор и сортировку мусора, а так же группа кузнецов, которая занялась переделыванием мустых металлических бочек из-под масла в обогреватели для домов.
В клубе Loppen в тоже время можно было услышать любую музыку - от народной турецкой до рока и джаза.
Надо отметить, что за эти годы Христианию заметили в частности за театральные представления и политическую активность. В 1974м было сделано аж 12 списков кандидатов на выборы в городской совет от Христиании. В итоге, одна женщина была туда принята. Но она умудрилась вызвать несказанный переполох в городском совете и, соответсвенно, в средствах массовой информации, появляясь на собраниях предварительно забаррикадировав своё чадо дома(???). Могло ли это быть принято обществом?
Еще в 1974м был организован первый Рождественский праздник для бедных и одиноких людей. Solvognen снарядил целую армию Санта Клаусов, которые благороднейшим образом вручали подарки всем от мала до велика. Подарки брались в магазинах, но за благородство было некому платить. Всех участников арестовали, но следствием этого стали фотографии "Полиция избивает Санта Клаусов", которые не замедлили появиться на первой полосе газет всего мира. Однако, традиция Рождества для бедных продолжается. Ежегодно примерно 2000 людей получают бесплатных рождественский обед.
Скрытые угрозы и Воины Радуги.
В 1975 году Христиания стала пешкой в политических играх государства и Городского Совета. В очередной раз правительство решило, что территорию следует очистить к апрелю 1976го.
К этому времени Христиания уже многое успела: была построена общественная баня, ясли и детский садик, организован сбор и переработка мусора, заработали магазины и фабрики, которые, надо сказать, преуспевали.
Всё тот же Solvognen поставил очередное творение "Elverhoj", которая являлась пародией на популярную националистическую пьесу. Эта её версия опять привлекла внимание к Свободному Городу. Люди начали готовится к очередной конфронтации с государством. Была создана Армия Радуги: люди делились на группы, каждая из которых носила одежду своего цвета, который соответствовал роду занятий. Красный носили люди, занимавшиеся "внешней политикой" Христиании, Зелёный - те, кто обеспечивал питание Города и поставлял продукты, синий - организаторы и "идеологи".
В Христианию приглашались все датчане, в итоге явилось около 10 тысяч человек. Многие популярные рок-группы выпускали альбомы в помощь Христиании.
Тем временем подошел конец апреля 1976. Ничего не случилось. В последний момент правительство решило отложить закрытие Христиании. Вместо этого апрель превратился в затянувшуюся манифестацию свободной, альтернативной Дании.
Национальный музей даже выпустил книгу, посвященную альтернативной общине в Христиании, а архитекторы и градостроители с энтузиазмом принялись обсуждать идею свободного города.
Судебный процесс против государства.
Христиания тем временем копила обиды на государство. Состязание между ними, планировавшееся ещё в 1973, так и не произошло. Так как парламент разрешил Христиании существовать, то попытка разрушить всё в апреле 1976 расценивалась как предатеьство.
Ожидалось, что судебный процесс поможет отложить закрытие Христиании. В 1977 проходит очередная выставка Христиании "Любовь и Хаос" в Charlottenborg. Заодно был проведен грандиозный, как сказали бы у нас, субботник. Свободный Город вымыли, почистили и починили. Некоторые его жители выпустили совместный альбом "Voves musik" ("Наша музыка"). Туда были включены творения местных авторов, которых(имеются в виду творения) больше нигде нельзя было найти. Так что запись по праву можно считать раритетной.
В 1978 судебный процесс в Верховном суде был проигран, и Христиания вновь начала мобилизовывать свои силы. Был запущен в действие план по сбору сотен тысяч людей, которые могли бы встать на защиту Свободной Земли. А еще опять попытались продвинуть своего кандидата на выборы в городской совет.
На повестке дня было требование Христианией защиты на тот срок и на тех условиях, которые были её выгодны(для блага всех, конечно же). Что ж, представитель Свободного города вновь попал в городской совет. Этот человек вскоре прославился своими выступлениями против расчистки будьдозерами районов трущоб, определенных под снос и застройку их немецкими подрядчиками.
А Парламент в очередной раз решил, что территории Христиании следует придумать более полезное применение, хотя идей по этому поводу ни у кого не имелось.
Новые угрозы в адрес общины.
В это время в Копенгагене полицейские начали "охоту на ведьм", а именно на наркоманов и торговцем наркотиками. И тогда же в Дании распространился героин. В Христиании это стало быстро заметно по двум причинам: во-первых, сильно развилась торговля наркотиками, а во-вторых, стало очень много наркоманов.
Община попыталась сотрудничать с полицией с целью очистить рынок "травки" от более тяжелых наркотиков, но была обманута. Полициейские вместо этого совершили неожиданный набег на торговцев "травой".
Христиания была вынуждена сама бороться с наркоманией. Наркоманы выгонялись из общины, так же предпринимались меры относительно распространителей кайфа. Это обострилось в 79-80х годах. Наркоманом предлагалось лечение, наркодилеров просто вышвыривали вон.
Это были черные годы Христиании, но у картины всегда есть другая сторона. Творчество Свободного Города процветало. Клуб "Rockmaskinen"("Рок-Машина") в Freders Ark (Ковчег Мира) стала в 1978 году колыбелью панк-сцены в Копенгагене. Вокруг Христиании расположилось множество кабаре, кафе, шоу. В клубах Operaen, Manifeskeren, Rockmaskinen и Bossenuset (последний - клуб для геев) местная культура развивалась, и при том достаточно бурно. А в 1981 одна из групп по приглашению посла поехала в Modena(Италия) представлять своё искусство. А в 1982 Правительство вспомнило свою старую песню и даже наняло частную градостроительную фирму, чтобы та разработала какой-нибудь проект для использования территорий Свободного Города.
Пока мирная Христиания строила новые здания, выращивала сады, и в ней рождалась куча детишек, нанятая государством фирма выдвинула наконец-таки, гениальный проект: пусть Христиания считается экспериментальным городом, который живет и развивается по своим законам и осуществляет самоуправление.
В этом же 1982 году опять меняется правительство. Социал-демократов сменили консервативные либералы. В соседней Швеции началась агрессивная информационная война против Христиании.
Свободный Город теперь называли корнем всех зол, так как он заочно считался центром распространения наркотиков в Северной Европе.
Ответом же на это была акция "Elsk Sverige"("Love Sweden" - "Любимая Швеция"). Христиания отправилась в Швецию и завоевала Стокгольм, Гётеборг, Мальмо своими представлениями, кабаре, выставками и просто процессиями, проходящими по городам. В следующие годы Христиания была опять забыта, но таким образом мир был установлен, а община снова получила возможность построить новые мастерские и работать с большими перспективами на будущее.
В Grey Hall проводились концерты в поддержку индейцев в Big Mountain.
С течением времени Христиания устанавливала всё больше международных контактов. В 1985 было выпущено довольно интересное видео "Rodder pa CA"(Дети Христиании). В долгожданном 1987 правительство выпускает-таки план, который включает в себя легализацию положения Христиании, и учреждает специальную группу чиновников, которые должны были наладить отношения Свободного Города с различными органами власти.
Ответом на это был "Viola from Christiania" - документ, утверждающий, что община была в состоянии сана содержать административные здания и институты при условии некоторого снижения налогов. Взамен магазины, мастерские и др. предложили отдавать общине излишки своих товаров, которые потом могли бы идти на нужды администрации.
Нормализация и легализация.
Власти продолжали стремиться к легализации Свободного Города, особенно баров и ресторанов. Люди, работающие там также стремились получить лицензию на торговлю спиртным через полицию. Однако все закончилось тем, что в конце 1989 года все места подобного рода были закрыты.
Вслед за этим инцидентом, некоторые бары все-таки выбили разрешение у своих местных властей. За этим последовали официальные разрешения центральных властей государства.
В том же году Парламент рассмотрел закон о легализации Христиании, а заодно и план использования этой территории, разработанный Министерством Окружающей среды. Это и явилось базой для "нормализации" Христиании.
По плану Свободный Город делился на две части. Одна, менее заселенная, должна была вовсе быть освобождена от жителей. Другая, более походившая на город, могла продолжать существовать как легальная структура.
Летом 1989 the Grey Hall перестал быть строго андеграундной сценой и стал местом сбора любителей хип-хопа, дискотек и граффити.
"Vote 4 Truckers" - рэп-группа Христиании выпускает первый видео сингл "Hands of Christiania".
Вместе с теми, кто принял новый закон, Министерство Обороны, которое "шефствует" над Христианией, утверждает Секретариат, который, в свою очередь, выпускает статью "Mal og Midler"("Цели и средства"). В ней рассказывается, как администрация видит управление "нормализацией и легализацией".
Но жителям Христиании есть что возразить. Их не устраивает, главным образом, разделение Города, а также удаление домов части территории, что предписывал вышеуказанный план.
Ответом же на вновь возникшие угрозы стала манифестация "Declaration of Love". Все жители Копенгагена были приглашены в Свободный Город, чтобы увидеть своими глазами то, за что боролась Христиания, что представляет собой ежедневная жизнь в этой части датской столицы.
Режисер Нильс Вест снял фильм под названием "Christiania - du har mit hierte" ("Христиания - моё сердце с тобой"), рассказывающий о жизни в Свободном городе.
Диалог с властями.
В 1990 выходит газета, рассказывающая о Настоящей Христиании, в отлиции от множества "буржуазных" газет, пытавшихся нарисовать "сгнившее" общество, живущее в грязи и насилии. Теперь же о Христиании узнали как об обществе, ориентированном на экологический образ жизни, основывающемся на скромной экономике и самоуправлении.
Министерство Обороны все еще хотело добиться соглашения на использование зданий и территорий Христиании. Поэтому была выбрана группа людей, которые должны были решить данный вопрос.
В то же время Христиания уже отмечает своё двадцатилетие. Много сил затрачено на препирательства с властями. В конце концов решили, что соглашение должно пересматриваться каждый год.
После отчета за первую четверть года власти потребовали, чтобы уходу за зданиями уделялось больше внимания. По-видимому, они упустили из виду, что в Христиании учредили специальное Управление по технической Эксплуатации зданий, для того чтобы ускорить их реставрацию. Эта служба сама проводила наиболее серьезный ремонт, а также помогала в менее масштабных делах. Например, отремонтировали водопроводную систему, а лет ей, кстати, было больше ста. Таким образом, удалось уменьшить расход воды и плату за неё соответственно.
Христиания издает свой "Зеленый план", как альтернативу уже имеющемуся у правительства. В нем предполагается, что жизнь города не портит экологическую обстановку, а именно: воду можно использовать несколько раз, мусор можно перерабатывать, внедрять экологически чистые источники энергии, а для строительства домов можно использовать такие материалы, как земля, дерн, а еще можно сделать плавучие дома на канале.
В 1992 пособие по безработице увеличилось до 800 крон, но Городской совет выделил деньги на пособие, исходя из расчета 545 крон на человека. В результате в Христиании возникло бурное недовольство. Государство требует, чтобы Христиания умерила расходы на мастерские и бары, и последняя соглашается. Тогда государство согласилось увеличисть плату безработным. Оно прекрасно осознавало, что безработные в Свободном Городе обходятся ему дешевле, чем где-либо еще.
А культурная жизнь тем временем продолжается. В опере - русский рок, в молодежном клубе - техно, в Rock Machine - экспериментальный театр, в клубе для геев - кабаре. Тысячи людей хотят послушать андеграундные концерты в the Gray Hall, а на Meadow of Peace(Луч Мира) проводятся соревнования по футболу. Ну и конечно, толпы туристов... За оградой Христиании стоит охрана из девушек, изображающих "Консервативных Женщин за Союз", пытающихся убедить всех приезжих голосовать за Европейский Союз.
Оккупация полицией.
В сентябре 1992 полиция Копенгагена начинает очередную кампанию, цель которой - попытаться очистить Христианию от наркотиков. Был создан полицейский отряд для патрулирования Христиании, состоящий из 70 человек, которым предстояло держать территорию под жестоким надзором. Правда, торговля гашишом не уменьшилась, но несколько раз полиция создавала довольно-таки опасные ситуации, применяя дубинки и слезоточивый газ, что обернулось проблемами с населением и построением баррикад на улице Prinsessegade. Настойчивость гражданской полиции повредила многим невинным людям. Обыскивали всех: школьников, ничего не позревающих туристов и даже местного священника(причем несколько раз). Поэтому Христиания проводит акцию "Неделя 12 против насилия": выступает уличный театр, проводятся развлекательные мероприятия. Некоторые люди носят нечто похожее на полицейскую униформу, на которой сзади вместо "POLITI"(полиция) написано IDIOTI(и так ясно). Выпускаются документальные видео; специальная группа пытается добиться провосудия, сотрудничая с адвокатами, юристами и международными организациями.
В 1993 состоялся продолжительный диалог между Христианией, юристами, госкомиссией по правосудию, руководителями полиции, но Патруль, действующий в Свободном Городе, не ослабил хватки.
В тоже время Public Record Office решил составить письменную историю Христиании и запросил материал для создания особого архива.
Ведомство по технической эксплуатации решило составить полное описание зданий. Antropopip ставит "Животных в одежде" в the Gray Hall.
Движение за легализацию гашиша празднует нулевое мая большим таким перекуром в одном из парков Копенгагена. А Loppen празднует своё двадцатилетие.
Ежегодные переговоры с Министерством Обороны привели, наконец к тому, что Христиания должна платить налоги местным властям, включая и подоходный. Свободный Город, ко всему прочему, становится объектом изучения исследовательского института. Исследователи пришли к заключению(очень оригинальному - прим.пер.), что государство может многому научиться у Христиании, а заодно некоторый опыт можно было бы использовать и в организации других государств.
К концу 1993 анти-наркотическая кампания, все еще проводимая полицией, вылилась в набеги и арресты прямо на рождественской ярмарке. После переломной встречи между людьми Христиании и министром юстиции, мирное существование Свободному Городу было наконец-таки обеспечено, а Патруль распущен. Однако на весеннем собрании, где присутствовали Министры Обороны и Юстиции, довольно грубо прозвучала угроза опять очистить территорию Христиании, если та не умерит торговлю наркотиками. Христиания, в свою очередь, пожалела, что Парламент не способен следовать своей официальной политике в отношении наркотиков.
Организация "Датские медсестры" и международная организация по защите прав человека Amnesty International доказали незаконное применение полицией слишком жестоких мер. После просмотра документальных видео сьемок и долгих исчерпывающих споров полиции запретили применять удары ногами.
Правительство выработало новую политику относительно наркотиков, но складывалось такое впечатление, что её вообще никто не обдумывал. В марте 1994 это привело к первой в мире hash-Демонстрации. Работа на одной из улиц(Pusherstreet) была полностью остановлена в знак протеста против неверной политики государства относительно наркотиков. Целых пять дней в Христиании не продавали гашиша. Собирались подписи, проводились демонстрации против тяжелых наркотиков в Копенгагене. Кампания называлась "Plant a Seed"("Посади семя").
Журналисты всего мира и министр юстиции посетили Христианию, пытаясь понять это явление. После демонстраций полиция прекратила какое бы то ни было патрулирование в Христиании.
Вперед, к рассеяным целям.
Христиания учавствует в конференции NGC в Holmen, а туристы со всего мира нагрянули в Свободный Город.
В 1995 количество детей выросло настолько, что родителям с помощью всех желающих пришлось строить четвертое заведение для малышей. Так появилась первое общественное здание в Христиании, построенное собственными силами: экологический дом с солнечными батареями и биотуатетом. Однако из-за недостатка денежных средств здание не использовалось до лета 1996.
Много сил и средств тратиться на кампанию "Заплати арендную плату", на споры и взаимоотношения с властями.
Министерством Обороны создан "Совет управления", состоящий из незаинтересованных лиц, который должен организовать диалог между Полицией и Христианией. Последняя, однако, отказалась учавствовать, так как представителями со стороны полиции были не обычные полицейские, а начальство. После произошедшего "Совет управления" самораспустился с чувством выполненного долга.
К началу 1995 Министерство Обороны провозглашает жителей Христиании примером идеальных горожан в отношении уплаты налогов.
Культурная жизнь все продолжается, в Свободном Городе появляются новые группы, например URD и Babajay, которые выпускают свои CD. В the Gray Hall, в Dragonclub, в местной опере, на открытой площадке в Dyssen и на Meadow of Peace тусуются тысячи техно-рейверов и тех, кто слушает jungle. Они приезжают со всей Европы. В Strictly Underground проходят концерты звезд Blur, Bob Dylan, Alanis Morisseke, Green Day, Rage against the Machine, Portishead и многих, многих других.
Все это написано в июне 1996. На момент написания дела обстоят следующим образом: Министерство обороны и Христиания пытаются сообща написать "План развития", который бы явился компромиссом "Местного плана" 1989, выпущенного Министерством, и "Зеленым планом" самого Города. Что получится - покажет время. Еще готовятся праздновать 25-летие Свободного Города. Это будет 26го Сентября 1996 года.
перевод Лушки и Гаурхота, редакция(абы какая) - Крыса.
2002. Все права защищены. Пацифистами.

Назад
На главную
Hosted by uCoz